2024 Выпуск 8. Образы учителей и учеников в античной традиции (*.pdf)

Тема выпуска — «Образы учителей и учеников в античной традиции». История педагогической культуры — это причудливый калейдоскоп образов учителей и учеников: великих и простых, божественных и светских, похожих и очень разных. Сократ — один из самых неординарных представителей античной эпохи — утверждал, что далеко не каждый может быть, как учителем, так и учеником. Это утверждение продолжает звучать и в современном педагогическом дискурсе, где у учителя и ученика появились новые права и обязанности.

Восьмой выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату и библиотеке Высшей школы экономики.

Содержание восьмого выпуска (скачать весь восьмой выпуск .pdf*)

Предисловие редактора (.pdf*)
Раздел 1. Ученический путь великих и простых

Likeness of an Athenian tyrannical son. Young Hipocrates in Plato's Protagoras (Àngel Pascual-Martin) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-14-35 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Древнегреческий театр как школа для города: почему Сократ не был театралом (В.К. Пичугина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-36-54 Абстракт и ключевые слова  (*.pdf)
Гален как представитель греческой paideia эпохи Второй софистики (И.В. Пролыгина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-55-73 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Раздел 2. Божественные учителя и их ученики

Концепция души христианских учителей Ранней Церкви (А.В. Каргальцев) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-74-88 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Учительство Христа в классической западноевропейской иконографии (З.А. Лурье) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-89-109 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Раздел 3. Образ учителя в контексте историографии

Макробий в англоязычных исследованиях (М.С. Петрова) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-110-134 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Литературное наследие Августина как исследовательское направление в современной науке (Ф.В. Петров) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-135-167 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Breviarium rerum gestarum populi romani в отечественной и зарубежной историографии: к вопросу об источниках Феста (Е.А. Буздалина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-168-183 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

2023 Выпуск 7. Софисты и образование (*.pdf)

Тема седьмого выпуска - «Софисты и образование». Выпуск акцентирует внимание на деятельности представителей первой и второй софистики, а также том "софистическом эхе", которое прокатилось по векам и отразилось в научно-образовательной традиции XXI века.

Седьмой выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета, библиотеке Высшей школы экономики, библиотеке Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Содержание седьмого выпуска (скачать весь седьмой выпуск .pdf*)

Предисловие редактора (.pdf*)
Раздел 1. Софисты как наставники и их ученики
Образование в городе сквозь слезы и смех: софистические речи в «Медее» Еврипида и «Облаках» Аристофана (В.К. Пичугина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-16-44 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Pepaideumenos, Или что значит быть образованным в эпоху второй софистики (Е.В. Алымова) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-45-58 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Языческий софист и христианские епископы: переписка Либания с Амфилохием, епископом Иконии и Оптимом, епископом Антиохии Писидийской. Перевод и комментарии (Н.А. Виноградов) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-59-74 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
 Раздел 2. Софистика и риторический образовательный идеал
Апологет Арнобий — христианский ритор из Сикки Венерии (А.В. Каргальцев) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-75-89 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Воспитание государя: придворные учителя наследников
римских августов конца IV – первой половины V века (М.А. Ведешкин) (*.pdf)
DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-90-146 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

О медицинской риторике Галена (И.В. Пролыгина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-147-158 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Раздел 3. Многомерность софстики: ретроспектива и перспектива
Софисты в гуманистической и реформационной пропаганде (З.А.Лурье) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-159-181 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Софистика в сочинениях Мигеля Де Унамуно: между политикой и педагогикой (А.С. Овсепян) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-182-192 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Мидраш и софизм в контексте трансформации
научно-образовательной традиции в XXI веке (А.Г. Бермус) (*.pdf)
DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-193-218 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

2022 Выпуск 6. Медицинское образование в Античности(*.pdf)

Тема шестого выпуска - «Медицинское образование в Античности». Выпуск состоит из трех частей и объединяет статьи о способах накопления и передачи медицинских знаний в пространстве античного города. На страницах  выпуска рассмотрены следующие вопросы: обучение медицине и античная мифоистория; педагогический аспект античного внимания к телу и заботе о нем; болезнь и способы воспитательной терапии; великие учителя медицины, их учебные тексты и/или основанные ими медицинские школы; теория и практика изучения медицины в античном мире; особенности философско-педагогического рассмотрения медицинского ландшафта в античную эпоху. Предварял этот выпуск журнала научный семинар "Медицинское образование в античности: город и болезнь", который состоялся 8 ноября 2021 года в очно-дистанционном формате на базе кафедры гуманитарных наук Международного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Ключевыми выступающими были: Дзербини Ливио – «Дом хирурга» и его значение для изучения медицины в Античности; Можайский Андрей Юрьевич – «Чума» Фукидида в культурном и образовательном пространствах; Афонасина Анна Сергеевна - Физиологические взгляды Эмпедокла и развитие медицинских взглядов в Античности: соответствие между биографией и фрагментами; Пичугина Виктория Константиновна – «Сумасшедший дом» города: безумие в древнегреческих трагедиях и его педагогическое измерение; Светлов Роман Викторович – Врач, краски и воспитательная терапия: медицинские образы в «Политике» Платона; Афонасин Евгений Васильевич - Эллинистическая медицина в Александрии: Эратосфен, Герасистрат и другие; Гурьянов Илья Геннадьевич - Темпоральные режимы восприятия городских эпидемий в раннее Новое время: преходящее, вневременное и вечное; Меттини Эмилиано – Медицина и политика в Средневековье и Раннем Возрождением: понятие «тело монарха» и  тело общества.

Шестой выпуск будет доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, библиотеке Высшей школы экономики.

Содержание шестого выпуска (скачать весь шестой выпуск .pdf*)

Предисловие редактора (.pdf*)
Раздел 1. Накопление и передача медицинских знаний в античную эпоху
О роли научно-исследовательских путешествий в медицинском образовании II–III веков н.э. (И.В. Пролыгина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-17-39 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
О медицине, врачах и лекарях в Древнем Риме (М.С. Петрова) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-40-77 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
 Раздел 2. Великие учителя медицины
Хирон как наставник в медицине Ахиллеса и Асклепия: педагогическая миссия городского кентавра (В.К. Пичугина) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-78-104 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Ятрософист Зенон и медицинские школы Александрии IV века (М.А. Ведешкин) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-105-128  Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Раздел 3. Античное представление  о болезни через призму археологии, филологии и истории педагогики
«Чума» Фукидида и ее влияние на пайдейю (А.Ю. Можайский) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-129-144 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Чума Киприана: христиане в городской среде в эпоху гонений и эпидемий
(А.В. Каргальцев) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-145-157 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)
Формы чумы у Прокопия Кесарийского (Procop. De bellis. IV. 14) и Евагрия Схоластика (Evagrius. Hist. ecc. IV.29): о развитии теоретической медицины в Восточной Римской империи VI века (А.В. Зибаев, В.Ф. Жукова) (*.pdf) DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-158-186 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

2021 Выпуск 5. Учебные тексты в Античности ?(*.pdf)

Тема пятого выпуска - «Учебные тексты в Античности». На страницах этого выпуска рассмотрены вопросы, что читали и зубрили,что разрабатывали, применяли и по чему учили в древней Греции, в Риме, на пространствах всей античной ойкумены до VI века н.э.

Пятый выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, научной библиотеке Эрмитажа, библиотеке Новгородского государственного университета,библиотеке Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, библиотеке Высшей школы экономики, библиотеке Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, а также в  Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М.Горького.

Содержание пятого выпуска (скачать весь пятый выпуск (.pdf*)
Предисловие редактора (.pdf*)

Раздел 1. "Дела педагогов". Учебные тексты и их авторы

Античные дидактические астрономические тексты (А.В.Фесенко) (.pdf*)
DOI: 10.32880/2587-7127-2021-5-5-19-42
Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Refiguring Odysseus’ Apologue in Plato’s Protagoras (Àngel Pascual-Martin)(.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2021-5-5-43-63 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Неизвестные античные источники византийских
военных трактатов (А.К.Нефедкин) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2021-5-5-64-82
Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

К переводу Ars Grammatica (I. 1. - 6.) Элия Доната (М.С. Петрова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-83-99 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

 Раздел 2. "Дела учеников". Учебные тексты и их адресаты.

«Собрание» Гиппия — handbook для мудрого (Р.В. Светлов) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-100-112 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Проблема влияния дидактических произведений Ксенофонта
на полководческую практику Александра Македонского (А.А. Клейменов) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-113-140 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

 Трактат Галена «О костях для начинающих» (И.В. Пролыгина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-141-171 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

 Раздел 3. "Дела потомков". Учебные тексты через призму археологии, филологии и истории педагогики

Фивы, Амфиарай и Алкмеон в Пифийской восьмой оде Пиндара (А.Ю. Можайский) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-172-190 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Cicero’s writings as learning texts for humanities students: from Augustus Wilkins to Cicero Digitalis (Victoria Pichugina, Emiliano Mettini, Yana Volkova) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-191-213 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Хуан Луис Вивес об использовании античной литературы в образовании
(Н.В. Ревякина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-214-235 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Общественное воспитание и пример Античности в творчестве Жан-Жака Руссо (С.В. Занин) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-236-247 Абстракт и ключевые слова (*.pdf)

Рецензии

Рецензия на книгу «Адольф Тренделенбург. Элементы логики Аристотеля» (А.Г. Бермус) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2021-5-5-248-255

 

 

2020 Выпуск 4. Воспитание воина в Греции и Риме(*.pdf) Тема четвертого выпуска - «Античное воспитание воина». Воинская доблесть и воинские умения рассматривались в культуре Греции и Рима как определяющие факторы того, что означало быть гражданином и в целом – греком или римлянином. Воинская символика и напоминания о войне находились повсюду: на монументах и гробницах, в скульптурном декоре храмов и даже в обеденных комнатах частных домов, где наступательное и оборонительное вооружение висело на стенах, а изящная посуда декорировалась военными сценами. Военная тема звучала в театре и на народном собрании, в советах и судах, на рынках и похоронах. Античное образование всегда шло рука об руку не только с физическим воспитанием, но и с «литературным образованием», которое предполагало изучение Гомера и других поэтов, воспевающих воинскую доблесть. Латинское virtus, как и древнегреческое ἀρετή, являлось тем, что характеризовало мужчину и предполагало служение государству и предопределяло теорию и практику обучения военному делу.
Четвертый выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату
, библиотеке Новгородского государственного университета, библиотеке Высшей школы экономики, а также в  Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М.Горького.

Содержание четвертого выпуска (скачать весь четвертый выпуск (.pdf*)
D M et memoriae. Виталий Григорьевич Безрогов (16 сентября 1959 – 14 ноября 2019) (.pdf)

Предисловие редактора (.pdf*)

Раздел 1. Традиции обучения и воспитания воина в Греции и Риме

Тиртей, царь ассирийский: «Киропедия» Ксенофонта и воспитание воина в Спарте (З.А.Барзах) (.pdf*)
DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-25-40

Тренировка мужества — версия Никия (Р.В. Светлов)(.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-41-56

Военное воспитание в остготской Италии (рубеж V–VI веков) (В.М.Тюленев) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-57-73

Раздел 2. Практика обучения военному делу в Древней Греции

Won by the Spear”: the Importance of the Dory to the Ancient Greek Warrior (Steven Ross Murray) (.pdf*)
DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-74-88
«
Как закалялась сталь»: система обучения македонских фалангитов в эпоху Филиппа II и Александра Великого (А.А.Клейменов) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-89-120

Раздел 3. Античное воспитание воина через призму археологии, филологии и истории педагогики

The shield as pedagogical tool in Aeschylus’ Seven Against Thebes (Victoria K. Pichugina) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2019-4-4-121-170

The myth of the War of the Seven and Pausanias’ educational topography (Andrej Yu. Mozhajsky) (.pdf*)
DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-171-206

Переводы современных исследований

София Ксенофонтос. Военное пространство и пайдейя в жизнеописаниях Пирра и Мария (Перевод с английского А.Ю. Можайского) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-207-223

Рецензии

Рецензия на монографию «Марк Туллий Цицерон и современное ему образование: краснеет ли бумага у гуманитария?» (А.С.Степанова) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2019-4-4-224-227
2019 Выпуск 3. Образование в поздней Античности(*.pdf)

Тема третьего выпуска  –  «Образование в поздней Античности». Период поздней античности - время стремительной трансформации институтов классической древности, появления новых и развития старых культурно-интеллектуальных и религиозных традиций. Именно в эпоху заката Римской империи античное образование переживает свой последний расцвет, ознаменовавшийся деятельностью таких выдающихся наставников как Либаний и Хорикий, Марий Викторин и Фемистий, Авзоний и Гимерий, функционированием столь значимых образовательных центров как Афинская, Александрийская, Газская, Бурдигальская, Беритская и другие школы. Изучению широкого спектра факторов, обеспечивших данный социо-культурный феномен, взаимодействия старых и новых элементов образовательной жизни Средиземноморского мира III-VII вв.  мы посвящаем третий выпуск "Hypothekai". Третий выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, библиотеке Берлинского университета имени Гумбольдта (Dorotheenstraße 24, Hegelplatz 10117 Berlin), библиотеке Галле-Виттенбургского университета им.Мартина Лютера (Collegienstraße, 62a, Lutherstadt Wittenberg), бибилиотеке Лиссабонского университета, библиотеке Коимбрского университета (General Library of the University of Coimbra, Largo da Porta Férrea, 3000-447 Coimbra), библиотеке университета Порту (Reitoria da U.Porto, Praça Gomes Teixeira, 4099-002 Porto, Portugal),библиотеке Варшавского университета (Dobra 56/66, 00-312 Warszawa),библиотеке Естественно-гуманитарного университета г. Седельце (ul. Konarskiego 2, 08-110 Siedlce), библиотеке Педагогического института Ягеллонского университета (Romana Ingardena 3, Kraków), библиотеке Новгородского государственного университета, библиотеке Московского педагогического государственного университета, библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, библиотеке Калмыцкого государственного университета, библиотеке Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, библиотеке Высшей школы экономики, а также в  Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М.Горького. 

 Содержание третьего выпуска (скачать весь третий выпуск (.pdf*)

Предисловие редактора (.pdf*)

Раздел.1. Образовательный практики в Поздней Античности

Потерянное звено «золотой цепи»: Эдесий и Пергамская школа неоплатонизма (М.А. Ведешкин) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-13-59
Ars Grammatica Доната и образовательные практики поздней Античности: Сергий— Кледоний— Помпей (М.С. Петрова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-60-86
Homo Ineptus или Homo Sapiens: Иоанн Стобей и его универсальное знание в образовательном пространстве поздней античности (В.К. Пичугина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-87-103
Присциан Грамматик и его наследие (Н.Н. Болгов, А.М. Болгова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-104-120
Присциан. Фрагменты. (пер. с латинского и комментарии Н.Н. Болгова, А.М. Болговой) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-121-145

Раздел 2. Пространство и время образования в Поздней Античности

Об образовании сыновей Константина Великого (И.А. Миролюбов) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-146-160
Африканская агиография середины III в. как педагогический текст (А.В. Каргальцев) .pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-161-172
Воспитание в позднеримской сенаторской семье: классический канон и христианский идеал (Е.С. Зайцева) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-121-173-199
Философское образование согласно Платону и Плотину (Н.П. Волкова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-200-222

Раздел 3. Школы наставников и наставники в школах в Поздней Античности через призму археологии, филологии и истории педагогики

От белых классных стен до воска на табличках: образ школы в позднеантичных учебных текстах (В.Г. Безрогов) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-223-249
Отражение пространства образования беотийских Фив раннехристианского периода (IV-VI вв.) в материальной культуре (А.Ю. Можайский) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-250-277
Образовательная политика Феодосия II и судьба константинопольского аудиториума (Т.Л. Александрова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-278-300

Переводы современных исследований и комментарии к ним

Эдвард Уоттс и современные исследования позднеантичного образования (М.А. Ведешкин) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-301-305
Уотс Э. Образование в поздней Античности: общение, мысль и социализация (пер. с английского М.А. Ведешкина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-3-3-306-338

Авторы статей и переводов (.pdf*)

2018 Выпуск 2. Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены (*.pdf)

Тема второго выпуска – «Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены». Античную культуру отличала любовь к театральным зрелищам, которые всегда находили своего зрителя и оказывали на него воспитательное влияние своей масштабностью, ритуальностью, самой возможностью выразить себя на публике. В трудах античных мыслителей, принадлежащих к разным периодам античной истории, впервые в истории педагогики подчеркивается, что театр выступает школой для взрослых и взрослеющих, где зрителей наставляли в правильном понимании событий через демонстрацию одобряемых образцов мышления и поведения. Сочинения античных драматургов разных периодов являются не только отражением критических взглядов поэтов на современную им образовательную систему, но и представляют собой попытки визуализировать идеальные воспитательные практики. Второй выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, в The Blegen Library of the American School of Classical Studies at Athens (54 Souidias Street, GR-106 76, Athens, Greece), The library of the Athens Department of the Deutsches Archäogisches Institut (Fidiou 1, 10678, Athens, Greece)The library of French School at Athens (École française d’Athènes) (6 Didotou Street, 10680 Athens, Greece), The library of the Rome Department of the Deutsches Archäogisches Institut (Via Valadier 37, 00193 Rom), The library at the Head Office of the Deutsches Archäologisches Institut (Bibliothek der Zentrale, Berlin Podbielskiallee, 69-71, 14195 Berlin, Deutschland)библиотеке Берлинского университета имени Гумбольдта (Dorotheenstraße 24, Hegelplatz 10117 Berlin), библиотеке Свободного университета Берлина (Kaiserswerther Str. 16-18, 14195 Berlin), библиотеке Галле-Виттенбургского университета им.Мартина Лютера (August-Bebel-Straße 13/50, 06108 Halle (Saale)), University Library of Free University of Bozen-Bolzano (Piazza Università, 1, 39100 Bolzano BZ), библиотеке университета Порту (Reitoria da U.Porto, Praça Gomes Teixeira, 4099-002 Porto, Portugal), библиотеке Московского педагогического государственного университета, библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета), библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,  библиотеке Московского педагогического государственного университета, a также в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

Содержание второго выпуска (скачать весь второй выпуск (.pdf*)):

Предисловие редактора (.pdf*)

Раздел 1. Театр как школа для взрослых и взрослеющих
Чему учила «дилогия» Софокла об Эдипе? (И.Е. Суриков) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-17-33
Педагогические мечты о прошлом в трагедиях Эсхила, Еврипида и Софокла об Этеокле и Полинике: парадоксы братской ненависти (В.К.Пичугина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-34-53
Одна назидательная пьеса Плавта (Т.А. Бобровникова) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-54-63
The Pedagogical Attraction of Terentian Dramaturgy (Sophia Papaioannou) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-64-78

Раздел 2. Античное воспитание театральными зрелищами через призму археологии, философии, филологии и истории педагогики
Реки и ворота Фив в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида как часть образовательного пространства города (А.Ю. Можайский) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-79-96
The Theatre of Chaeronea and Rectilinear Koila (Marco Germani) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-97-105
Дионис выбирает Эсхила (Л.Б. Поплавская) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-106-130
Образ Елены в трагедиях Еврипида (А.А. Санженаков, К.И. Дугарь) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-131-142
Пир как театр. К вопросу о мизансцене «Сатурналий» (М.С. Петрова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-143-162


Раздел 3. Многогранность античного театра: ретроспектива и перспектива
Педагогика сцены и театрализация школы: две стороны образовательного процесса (М.А. Полякова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-163-173
Классический театр и христианская школа: театр немецких гуманистов XV-XVI вв. (З.А. Лурье) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-174-183
Образ античного философа Диогена в пьесе Я.А. Коменского для школьного театра XVII века (С.М. Машевская) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-184-201

Переводы современных исследований
Тереза Морган. Образование на основе грамотности в Афинах классического периода (пер. В.К. Пичугиной) (.pdf*)  DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-204-229
Рафаэлла Крибиоре. Выбор грамматика: популярность «Финикиянок» Еврипида в эллинистическом и римском образовании (пер. В.К.Пичугиной) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-231-250
Дэвид Вайлс. Воспитание гражданской ответственности: значимость трагедии "Антигона" (пер. Я.А. Волковой) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-252-259
Хейзел Мелисса Толивер. Учение Теренция об образовании (пер. Я.А. Волковой, В.К. Пичугиной) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-261-273
Авторы статей и переводов(.pdf*)

 

2017 Выпуск 1. Концепция воспитания культурой Марка Туллия Цицерона (*.pdf)

Тема первого выпуска – «Концепция воспитания культурой Марка Туллия Цицерона». Многочисленные источники, отражающие жизненный и творческий пути Цицерона, позволяют говорить о том, что общее представление о древнеримской педагогике, которое составили последующие поколения, – во многом заслуга Цицерона. Представления Цицерона об образовательном идеале и путях его достижения были связаны со стремлением «возделывать душу» («cultura animi») и легли в основу западной педагогической традиции «воспитания культурой», на многие века, определив словосочетание «гуманная педагогика». Выявление эвристического и методологического потенциала наследия Цицерона требует междисциплинарной оценки того своеобразного диалога, который Цицерон инициировал с древнегреческой традицией интеллектуального и политического воспитания. Первый выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, Центральной научной библиотеке УрО РАН, а также в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

Содержание первого выпуска (скачать весь первый выпуск (.pdf*)):

Предисловие редактора(.pdf*)

Раздел 1. Марк Туллий Цицерон о воспитании достойных
Греческие приусадебные Академии римского интеллигента: педагогическое измерение писем Цицерона (Пичугина В.К.) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-9-32
Образ идеального оратора у Цицерона (Бобровникова Т.А.) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-33-43
Тема воспитания гражданина в сочинениях Цицерона (Волкова Я.А.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-44-58
(Само)воспитание поэзией и театром в сочинениях Цицерона (Пичугина В.К., Воробьева К.В.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-59-76

Раздел 2. Культуроцентрированная концепция Цицерона
Природа богов и природа людей: функция идеала в этико-смысловой программе античной культуры (Аксеновская Л.Н.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-77-105
Место и роль эллинистической культуры в гуманитарной концепции Цицерона (Никишин В.О.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-106-128
Экофилософская концепция образования Марка Туллия Цицерона (Козловцева Е.А.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-129-142
Воспитание военного и политического лидера в древнегреческих и древнеримских реалиях: версии Ксенофонта и Цицерона (Ветошкина М.К.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-143-161

Раздел 3. Рецепция педагогических идей Цицерона последующими эпохами и культурами
Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы (Безрогов В.Г.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-162-190 
Трактат Цицерона «Об обязанностях» и проблема его рецепции в педагогическом наследии XVI века (Полякова М.В.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-191-205
К проблеме мышления и речи (на примере текста Цицерона «Об ораторе») (Бермус А.Г.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-206-229

Переводы современных исследований
Дж. Джексона Барлоу. Воспитание политика в сочинении Цицерона “О государстве”(пер. Н.Н. Лазаревой, В.К. Пичугиной)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-231-256
Вальтер Дж. Никгорски. Цицерон об образовании: очеловечивающие науки (пер. Я.А. Волковой, В.К. Пичугиной)(.pdf*)  DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-258-280

Авторы статей и переводов(.pdf*)