Дорогие коллеги и потенциальные авторы!

Приглашаем вас принять участие в формировании журнала. Каждый  выпуск журнала в разном соотношении объединяет научные статьи, первоисточники, переводы зарубежных научных работ и рецензии. Это позволяет представить читателю широкий спектр мнений, принадлежащих представителям различных научных школ и направлений, а также инициировать междисциплинарное поле для научной дискуссий по истории педагогической культуры. Концепция каждого выпуска журнала выстраивается вокруг обозначенной темы и присланных текстов потенциальных авторов.

Тема четвертого выпуска - «Античное воспитание воина» (материалы и предложения принимаются до 11 марта 2020 г.). Воинская доблесть и воинские умения рассматривались в культуре Греции и Рима как определяющие факторы того, что означало быть гражданином и в целом – греком или римлянином. Воинская символика и напоминания о войне находились повсюду: на монументах и гробницах, в скульптурном декоре храмов и даже в обеденных комнатах частных домов, где наступательное и оборонительное вооружение висело на стенах, а изящная посуда декорировалась военными сценами. Военная тема звучала в театре и на народном собрании, в советах и судах, на рынках и похоронах. Античное образование всегда шло рука об руку не только с физическим воспитанием, но и с «литературным образованием», которое предполагало изучение Гомера и других поэтов, воспевающих воинскую доблесть. Латинское virtus, как и древнегреческое ἀρετή, являлось тем, что характеризовало мужчину и предполагало служение государству в гражданском и военном отношении. Четвертый выпуск будет посвящен педагогическому измерению военных конфликтов, темам войны и мира в трагедиях и комедиях драматургов-наставников (Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Теренция и др.), а также особенностям воспитания военного лидера и эфеба, которое нашло отражение в искусстве, материальной культуре и текстах разных жанров (диалогах Платона и Ксенофонта, речах и письмах Цицерона, сочинениях Геродота и Фукидида, текстах Варрона, Онесандра, Иосифа Флавия, Вегеция и др.).

Тема пятого выпуска - «Учебные тексты в Античности» (материалы и предложения принимаются до 11 марта 2021 г.). Мы приглашаем коллег изучить и показать, что читали и зубрили, что разрабатывали, применяли и по чему учили в древней Греции, в Риме, на пространствах всей античной ойкумены до VI века н.э. Этот выпуск журнала, как предполагается, будет состоять из трех частей. Часть 1 «Дела педагогов» включит в себя работы, исследующие специально составленные учебные тексты: словари, грамматики, школьные и другие повседневные диалоги, письменные упражнения, сборники афоризмов, учебники, написанные для изучения того или иного предмета, например, «Начала» Эвклида, «Изложение» Теона из Смирны или книги Витрувия и Боэция, наставления Квинтилиана, записи Луция Ампилия, эпитома Секста Помпея Феста или антология Стобея, сокращения-учебники по той или иной философии либо своды воззрений типа сочинения Диогена Лаэртского, конспекты для изучения риторики, учебники по медицине, праву, географии и т.д. Часть 2 «Дела педагогические» уделит внимание текстам литературно-дидактического канона, читаемым как учебные. Они возникли не как педагогические или не столько как педагогические сочинения, но их роль в образовании подчас выше, чем у специальных текстов. Среди памятников второй группы «Илиада», «Одиссея», драмы Еврипида, Плутарх, Вергилий и т.п. У подобных сочинений не всегда легко впрямую обнаружить характеристику его как текста учебного. Один из критериев - перечисление тем или иным античным автором сочинений, которые он читал в процессе своего обучения. Другой – отрывки из данных произведений, сохранившиеся на школьных папирусах. Этими двумя типами критериев исследовательские инструменты, конечно, не ограничиваются. Часть 3 «Дела потомков» будет отведена статьям, рассматривающим самые важные и неизученные вопросы продолжения применения античных учебных текстов после того, как закончилась эпоха Античности.

Всех заинтересованных просим сообщить о желании стать выпускающим редактором или автором выпуска, прислав примерную тему и объем материала в печатных листах. Плата за публикацию не предусмотрена. Просим обратить внимание, что редакция журнала не осуществляет рассылку печатных экземпляров авторам и членам редколлегии, а также не распространяет журнал по подписке. Свой экземпляр автор может получить только в редакции.