Тема первого выпуска – «Концепция воспитания культурой Марка Туллия Цицерона». Многочисленные источники, отражающие жизненный и творческий пути Цицерона, позволяют говорить о том, что общее представление о древнеримской педагогике, которое составили последующие поколения, – во многом заслуга Цицерона. Представления Цицерона об образовательном идеале и путях его достижения были связаны со стремлением «возделывать душу» («cultura animi») и легли в основу западной педагогической традиции «воспитания культурой», на многие века, определив словосочетание «гуманная педагогика». Выявление эвристического и методологического потенциала наследия Цицерона требует междисциплинарной оценки того своеобразного диалога, который Цицерон инициировал с древнегреческой традицией интеллектуального и политического воспитания. Первый выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, а также в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

Содержание первого выпуска (скачать весь первый выпуск (.pdf*)):

Предисловие редактора(.pdf*)

Раздел 1. Марк Туллий Цицерон о воспитании достойных
Греческие приусадебные Академии римского интеллигента: педагогическое измерение писем Цицерона (Пичугина В.К.) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-9-32
Образ идеального оратора у Цицерона (Бобровникова Т.А.) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-33-43
Тема воспитания гражданина в сочинениях Цицерона (Волкова Я.А.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-44-58
(Само)воспитание поэзией и театром в сочинениях Цицерона (Пичугина В.К., Воробьева К.В.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-59-76

Раздел 2. Культуроцентрированная концепция Цицерона
Природа богов и природа людей: функция идеала в этико-смысловой программе античной культуры (Аксеновская Л.Н.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-77-105
Место и роль эллинистической культуры в гуманитарной концепции Цицерона (Никишин В.О.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-106-128
Экофилософская концепция образования Марка Туллия Цицерона (Козловцева Е.А.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-129-142
Воспитание военного и политического лидера в древнегреческих и древнеримских реалиях: версии Ксенофонта и Цицерона (Ветошкина М.К.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-143-161

Раздел 3. Рецепция педагогических идей Цицерона последующими эпохами и культурами
Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы (Безрогов В.Г.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-162-190 
Трактат Цицерона «Об обязанностях» и проблема его рецепции в педагогическом наследии XVI века (Полякова М.В.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-191-205
К проблеме мышления и речи (на примере текста Цицерона «Об ораторе») (Бермус А.Г.)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-206-229

Переводы современных исследований
Дж. Джексона Барлоу. Воспитание политика в сочинении Цицерона “О государстве”(пер. Н.Н. Лазаревой, В.К. Пичугиной)(.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-231-256
Вальтер Дж. Никгорски. Цицерон об образовании: очеловечивающие науки (пер. Я.А. Волковой, В.К. Пичугиной)(.pdf*)  DOI:10.32880/2587-7127-2017-1-1-258-280

Авторы статей и переводов(.pdf*)


Тема второго выпуска – «Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены». Античную культуру отличала любовь к театральным зрелищам, которые всегда находили своего зрителя и оказывали на него воспитательное влияние своей масштабностью, ритуальностью, самой возможностью выразить себя на публике. В трудах античных мыслителей, принадлежащих к разным периодам античной истории, впервые в истории педагогики подчеркивается, что театр выступает школой для взрослых и взрослеющих, где зрителей наставляли в правильном понимании событий через демонстрацию одобряемых образцов мышления и поведения. Сочинения античных драматургов разных периодов являются не только отражением критических взглядов поэтов на современную им образовательную систему, но и представляют собой попытки визуализировать идеальные воспитательные практики. Второй выпуск доступен в библиотеках, получающих обязательный экземпляр через российскую книжную палату, в The Blegen Library of the American School of Classical Studies at Athens (54 Souidias Street, GR-106 76, Athens, Greece), The library of the Athens Department of the Deutsches Archäogisches Institut (Fidiou 1, 10678, Athens, Greece)The library of French School at Athens (École française d’Athènes) (6 Didotou Street, 10680 Athens, Greece), The library of the Rome Department of the Deutsches Archäogisches Institut (Via Valadier 37, 00193 Rom), The library at the Head Office of the Deutsches Archäologisches Institut (Bibliothek der Zentrale, Berlin Podbielskiallee, 69-71, 14195 Berlin, Deutschland)University Library of Humboldt-Universität zu Berlin (Unter den Linden, D - 10099 Berlin)University Library of Freie Universitat Berlin (Kaiserswerther Str. 16-18, 14195 Berlin)University Library of Free University of Bozen-Bolzano (Piazza Università, 1, 39100 Bolzano BZ), библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета), библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,  библиотеке Московского педагогического государственного университета, a также в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

Содержание второго выпуска (скачать весь первый выпуск (.pdf*)):

Предисловие редактора (.pdf*)

Раздел 1. Театр как школа для взрослых и взрослеющих
Чему учила «дилогия» Софокла об Эдипе? (И.Е. Суриков) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-17-33
Педагогические мечты о прошлом в трагедиях Эсхила, Еврипида и Софокла об Этеокле и Полинике: парадоксы братской ненависти (В.К.Пичугина) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-34-53
Одна назидательная пьеса Плавта (Т.А. Бобровникова) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-54-63
The Pedagogical Attraction of Terentian Dramaturgy (Sophia Papaioannou) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-64-78

Раздел 2. Античное воспитание театральными зрелищами через призму археологии, философии, филологии и истории педагогики
Реки и ворота Фив в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида как часть образовательного пространства города (А.Ю. Можайский) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-79-96
The Theatre of Chaeronea and Rectilinear Koila (Marco Germani) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-97-105
Дионис выбирает Эсхила (Л.Б. Поплавская) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-106-130
Образ Елены в трагедиях Еврипида (А.А. Санженаков, К.И. Дугарь) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-131-142
Пир как театр. К вопросу о мизансцене «Сатурналий» (М.С. Петрова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-143-162


Раздел 3. Многогранность античного театра: ретроспектива и перспектива
Педагогика сцены и театрализация школы: две стороны образовательного процесса (М.А. Полякова) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-163-173
Классический театр и христианская школа: театр немецких гуманистов XV-XVI вв. (З.А. Лурье) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-174-183
Образ античного философа Диогена в пьесе Я.А. Коменского для школьного театра XVII века (С.М. Машевская) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-184-201

Переводы современных исследований
Тереза Морган. Образование на основе грамотности в Афинах классического периода (пер. В.К. Пичугиной) (.pdf*)  DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-204-229
Рафаэлла Крибиоре. Выбор грамматика: популярность «Финикиянок» Еврипида в эллинистическом и римском образовании (пер. В.К.Пичугиной) (.pdf*) DOI: 10.32880/2587-7127-2018-2-2-231-250
Дэвид Вайлс. Воспитание гражданской ответственности: значимость трагедии "Антигона" (пер. Я.А. Волковой) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-252-259
Хейзел Мелисса Толивер. Учение Теренция об образовании (пер. Я.А. Волковой, В.К. Пичугиной) (.pdf*) DOI:10.32880/2587-7127-2018-2-2-261-273
Авторы статей и переводов(.pdf*)

 


Тема третьего выпуска  –  «Образование в поздней Античности». Период поздней античности - время стремительной трансформации институтов классической древности, появления новых и развития старых культурно-интеллектуальных и религиозных традиций. Именно в эпоху заката Римской империи античное образование переживает свой последний расцвет, ознаменовавшийся деятельностью таких выдающихся наставников как Либаний и Хорикий, Марий Викториан и Фемистий, Авзоний и Гимерий, функционированием столь значимых образовательных центров как Афинская, Александрийская, Газская, Бурдигальская, Беритская и другие школы. Изучению широкого спектра факторов, обеспечивших данный социо-культурный феномен, взаимодействия старых и новых элементов образовательной жизни Средиземноморского мира III-VII вв.  мы посвящаем третий выпуск "Hypothekai".